«Родине предан» — так сказано в аттестации военного летчика Дмитрия Майского. Какая краткая и какая емкая формулировка! За ней — и подвиг, и будничные, порой, неприметные дела, в которых раскрывается человек. За ней — наша победа.
Подтвердил их своей короткой, но яркой жизнью старший лейтенант Дмитрии Майский, наш земляк — уроженец села Алексеевка Жердевского района. Он родился в 1917 году в семье колхозников. С отличием окончил семилетку в Алексеевской школе, причём 6 и 7 класс — за один год. В 1933 году поступил на рабфак в Ростове-на-Дону, а в 1939-м — в Сталинградскую военно-лётную школу. После окончания был направлен на работу в город Смоленск, а затем — в Калинин. В 1940-м году женился. Когда началась война его семья эвакуировалась в Горьковскую область.
С начала Великой Отечественной войны он воевал на Северо-Западном фронте, был ранен. После госпиталя Майский попал в полк пикирующих бомбардировщиков.
Смелый воздушный боец, он много раз выполнял самые ответственные задания командования. Летал в группе и в одиночку на разведку и бомбежку войск противника. Летал отважно, в любую погоду: ясным днём, когда была прекрасная видимость, и тогда, когда земля была окутана сплошной пеленой тумана. В любом случае Майский находил способы выполнить боевую задачу.
Только с октября 1941 по февраль 1942 года он обрушил на головы врага 38 тонн бомб. Это было сделано за 78 боевых вылетов. И каждый из них — яркий пример бесстрашия, мастерства и выдержки.
Однажды Дмитрий Майский получил задание разведать расположение войск противника южнее Новгорода и сфотографировать аэродром, с которого гитлеровцы совершали налёты на Ленинград. Во время полёта стрелок-радист доложил: «Истребители справа!». Майский заметил силуэты двух «хейнкелей» и повёл бомбардировщик навстречу.
У истребителей решающее преимущество: скорость и маневр. И все же летчик принял бой. Поймав в цель один истребитель, Майский нажал гашетку пулемёта. Самолёт повалился на бок и, оставляя за собой чёрный след дыма, стал падать. Второй лётчик оказался опытнее. Он умело выходил из зоны обстрела и атаковал Майского с разных сторон. Самолёт Дмитрия был изрешечен пулями, но долетел до своего аэродрома.
11 февраля 1942 года Майскому дали специальное задание командующего Военно-воздушными силами Северо-Западного фронта — произвести разведку войск и авиации противника на аэродромах Гривочки и Старая Русса.
— Мы знаем, что эти аэродромы хорошо прикрываются и к ним трудно пробиться. Именно поэтому задание командующего ВВС фронта поручается выполнить вам, — сказал командир полка.
Через несколько минут боевая машина пронеслась над заснеженным аэродромом и взяла курс на запад. У цели немецкие зенитки открыли мощный огонь. И всё же Майскому удалось прорваться к вражескому аэродрому и сфотографировать его.
Первая часть задания была выполнена. У Старой Руссы заградительный огонь оказался настолько плотным, что пробиться через него было почти невозможно. Однако Майскому это удалось. Осколком снаряда был поврежден руль глубины, пробит центроплан, повреждена бензосистема, машина стала плохо повиноваться руке пилота, и Майский с огромным трудом дотянул израненный самолет до аэродрома в Крестцах.
Экипаж и машина были спасены. Боевое задание выполнено. Командование фронта получило вовремя ценнейшие разведывательные данные.
Командование Северо-Западного фронта представило командира звена 514-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков, старшего лейтенанта Майского к званию Героя Советского Союза. Это было в апреле 1942 года, когда на счету коммуниста Майского было уже 115 труднейших боевых вылетов.
21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Дмитрию Васильевичу Майскому присвоено звание Героя Советского Союза.
Дмитрию Васильевичу не довелось дожить до Победы. В самый разгар войны, 10 января 1943 года, в возрасте 25-ти лет, он погиб. Похоронен в городе Красный Холм Калининской, ныне Тверской, области.