Обычно в обществе не принято говорить о возрасте женщины. Но в данном случае о нём нельзя умалчивать, им следует гордиться. Осенью этого года своё 95-летие отметит Зинаида Семёновна Отставнова. Туголуковцы знают эту достойную большого уважения женщину, ценят её за порядочность, душевные качества и умение понять человека. Но главное за то, что долгие годы она посвятила себя любимой работе — профессии учителя. Много ребятишек прошли через её заботливые руки и доброе сердце, получив прочные знания.
Как и у большинства людей старшего поколения, у Зинаиды Семёновны позади большой и трудный жизненный путь. Но, несмотря ни на что, она сумела сохранить удивительную ясность ума и жизнелюбия, до мельчайших подробностей помнит все события, происходившие в её биографии.
Родилась Зинаида Отставнова (в девичестве Печёнкина) в 1930 году в селе Ново-Хмелевое Мичуринского района в простой крестьянской семье. Отец был знатным столяром и плотником, способным изготовить любое изделие из дерева — от сохи до избы. Мама занималась шитьём. Детства как такового у Зинаиды и её младшего брата Владимира не было. Вернее, как говорит Зинаида Семёновна, детские годы пролетели так быстро, что никто их и не заметил. Непростое довоенное время заставило быстро повзрослеть.
А затем наступило трагическое для страны воскресенье 22 июня 1941 года. Наша долгожительница вспоминает, что в то утро родители уехали в соседнее село присмотреть сруб на новый дом, так как в старом, разваливающемся на глазах, жить стало невозможно. А тем временем в самом людном в Ново-Хмелевом месте как обычно собралась местная молодёжь. Были слышны переливы гармошки, которой подпевали звонкие девичьи голоса. Неожиданно кто-то принёс страшную весть: началась война. И над селом в одночасье повисла гнетущая тишина…
От строительства дома семье пришлось отказаться. Отец знал, что его одним из первых возьмут на войну, и возводить жильё будет некому. Через месяц он ушёл защищать страну, а семья Печёнкиных, оставшаяся без надёжной опоры, с головой окунулась в борьбу за существование. Мать с утра до ночи трудилась в колхозе. А на плечи десятилетней Зинаиды легли все домашние хлопоты: уход за живностью, огородом, забота о пятилетнем братишке, приготовление нехитрого ужина к маминому приходу.
Благодаря корове-кормилице, доить которую Зина научилась самостоятельно, семье не пришлось испытывать голода. На столе всегда были свежие молоко, сметана, творог. Получалось даже сдавать излишки, чтобы на вырученные деньги купить соль, спички и керосин.
Немного повзрослев, Зинаида стала наравне со всеми работать в колхозе. Приходилось жать в поле рожь, вязать в снопы, молотить, не забывая при этом посещать школьные занятия.
После окончания войны, с которой отцу не суждено было вернуться (он погиб в августе 1942 года), жить Печёнкиным легче не стало. С огромными мытарствами маме удалось-таки закончить задуманное до войны дело — поставить для семьи новый дом, на который долгое время приходилось откладывать каждую лишнюю копейку. Чтобы хоть как-то помочь, Зинаида решила пропустить год обучения в школе и пошла работать в овощеводческую бригаду, где прошла все производственные процессы — от заделки земли под будущий урожай — до его сбора.
Десятилетку девушка оканчивала уже в селе Старо-Хмелевое, находившемся в трёх километрах от дома. Решила поступать в Мичуринский учительский институт с двухлетним обучением. В тот год конкурс там составлял более четырёх человек на место. Зинаида была счастлива увидеть свою фамилию в списках зачисленных студентов и с радостью окунулась в учёбу, жадно впитывая знания, которые давали влюблённые в свою работу педагоги-профессионалы. Именно они помогли своей блестящей выпускнице не поехать по распределению в Тувинскую автономную область, а остаться в Тамбовской.
Так Зинаида Семёновна попала в Серединовскую семилетнюю школу Туголуковского района, позже присоединившемуся к Жердевскому. Здесь ей предложили часы математики и физики в 6-7-х классах, где ученики-переростки были ненамного младше самой учительницы. Поначалу у молодого педагога каждый день на уроке присутствовал сам директор школы, что-то подсказывал, вместе они проводили работу над ошибками. Но вскоре Зинаиду, что называется, отпустили в свободное плавание. «От Ваших уроков я получаю огромное удовольствие, и больше нет необходимости Вас контролировать», — сказал он.
Именно директор и стал «виновником» встречи Зины с будущим мужем. Среди гостей на дне рождения двухлетнего сына, куда была приглашена и молодая коллега, присутствовал его друг, бравый военный Василий Отставнов, пребывающий в родном селе в краткосрочном отпуске. За шумным застольем гости, не сговариваясь, стали на все лады нахваливать девушку, заставляя её краснеть от смущения. Но для Василия похвалы, предназначенные для его ушей, были излишни: он с первого взгляда увидел в Зинаиде ту, кто на долгие годы станет ему спутницей жизни и матерью его детей. Василий Николаевич сумел очаровать и матушку своей невесты, и она после недолгих раздумий дала согласие на свадьбу дочери. Благодарный зять всегда очень трепетно относился к тёще, называя её мамой.
После свадьбы бывший фронтовик отбыл на место прохождения военной службы в Германию. А вот жёнам военнослужащих разрешили быть рядом с мужьями только в 1953 году. Так что о том, что в семье ожидается пополнение, Василий узнал из телеграммы. Ещё перед отъездом он поручил тёще: если родится сын — вручить от него Зинаиде золотые часы в подарок, если дочь — её бы ожидал диковинный в то время будильник из Германии.
За границу к мужу Зинаида Семёновна поехала, когда сыну Володе исполнилось четыре месяца. В городке Ораниенбурге, а позже в Темплине семья прожила три года, а потом вернулась на малую родину, не дожидаясь хрущёвского сокращения Вооруженных сил СССР в Германии. Василий Николаевич, командир штабной роты, подал рапорт, а на вопрос начальства, чем он собирается заняться на гражданке, ответил, что он простой крестьянин и найдёт себе применение на родной земле. Так и случилось. Василий Николаевич Отставнов со временем возглавил колхоз «Гигант» и превратил его в самое крупное и успешное хозяйство в Жердевском районе.
По возвращении на родину Зинаиде Семёновне предложили возглавить Петровскую школу, находившуюся в двадцати километрах от Серединовки. Три года она добиралась на работу на велосипеде, наматывая в оба конца по сорок километров в день. Затем мужа назначили директором Дома культуры в селе Туголуково, и семье пришлось привыкать к новому месту жительства. Здесь в 1961 году у Отставновых родилась дочка Наташа. Зинаида Семёновна, недолго пробыв в декретном отпуске, приняла второй класс средней школы, а через три года стала вести здесь математику.
— Я старалась вести уроки математики так, как меня учили в институте: методом беседы. Спрашивала всех — и тех, кто тянул руку, и тех, кто отмалчивался, настраивая их на рассуждения и принятие самостоятельных решений, — рассказывает героиня нашего повествования.
Её уроки приводили в пример. К ней часто обращались за помощью молодые педагоги, а авторитет Зинаиды Семёновны среди коллег и родителей был непререкаем. Об этом свидетельствуют многочисленные грамоты и значок «Победитель социалистического соревнования». Классы Отставновой всегда были правофланговыми. Вместе со своим любимым учителем школьники участвовали во всех школьных мероприятиях, отмечали праздники и дни рождения.
Помимо основной работы, которой Зинаида Семёновна посвятила 40 лет своей жизни, она отлично справлялась с ролью заботливой жены и матери, а также рачительной хозяйки. На её плечах лежало всё домашнее хозяйство, от которого она старалась оградить любимого мужа, осознавая, что для него главнее — жизнь колхоза и благополучие доверившихся ему туголуковцев. Дома Василия Николаевича всегда ждал идеальный порядок, сытная еда и две обязательные свежие рубашки. Одну на другую он менял в обеденное время. Заботиться о муже было для Зинаиды Семёновне в радость.
А ещё неподдельную радость ей доставляли не только ученики, но и собственные дети. Владимир и Наталья не доставляли больших хлопот, они охотно помогали по дому, серьёзно относились к учёбе, оба окончили школу с золотыми медалями и получили отличное высшее образование. Порадовали родителей двумя внуками и тремя правнуками.
Единственное, что сегодня огорчает нашу долгожительницу — это потеря зрения, которое начало ухудшаться ещё в 2007 году. Тринадцать лет лечения не принесли ей спасительного света. Несмотря на это Зинаида Семёновна далеко не беспомощна. Она обладает невероятной способностью воспринимать мир через другие чувства, что делает её жизнь гармоничной, благополучной и счастливой. Помогает ей в этом дочь Наталья, всегда находящаяся рядом, не оставляют пенсионерку без внимания и сотрудники соцзащиты, предоставляя индивидуальные средства реабилитации, которые значительно улучшают мобильность и упрощают самообслуживание.
С хорошим настроем Зинаида Семёновна Отставнова встречает приближающийся юбилей и считает, что прожила достойную жизнь, которой могут гордиться потомки.