Носовский Спасо-Преображенский монастырь, который находится в посёлке Демьян Бедный Жердевского округа, возник как поддержанная высочайшей, синодальной и епархиальной властью частная инициатива благотворителя, Почетного гражданина города Тамбова, успешного предпринимателя, купца и искренне верующего человека Андрея Михайловича Носова.
Молитвенную память о нём, о его благочестивых родителях Михаиле и Надежде и должен был хранить Спасо-Преображенский монастырь, ещё до основания получивший название «Носовский».
Монастырь был основан в 1908 году и устроен на средства, завещанные купцом Носовым: 870 десятин земли, «превосходного чернозёма»; эта земля сдавалась в аренду и приносила дохода в среднем в год 8000 рублей. Помимо того, на содержание монастыря Носов завещал 250000 рублей, положенные в Банк под 4%. На строительные работы из указанной суммы было завещано использовать 140000 руб. Согласно воле купца-благотворителя Носова монастырю была передана библиотека, включавшая 501 книгу.
Монастырь был построен на усадьбе, принадлежавшей Андрею Носову и находился «в треугольнике, образуемом слиянием речек Карачан и вершины Березовой в 60 верстах от уездного г. Борисоглебска, в 100 верстах от г. Тамбова и в 5 верстах от ближайшего села Ивановка, занимая площадь в 14 десятин, вместе с садом и лугом». Усадьба Носова была типичным хуторским хозяйством, имела всё для обеспечения семьи числом до 15 человек, такой семьёй и должно было стать братское общежитие. По завещанию Носова обитель должна была иметь столько насельников, сколько в состоянии прокормить сама.
Указ Святейшего Синода об учреждении мужского общежительного монастыря на вышеупомянутой земле последовал 14 августа 1903 г. Первые колышки на месте будущих построек вбил епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев).
Примерно за месяц до Указа из Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Тамбовскую епархию с припиской к Казанскому монастырю Тамбова был командирован иеромонах Константин в качестве строителя Носовского монастыря.
Строительство он начал практически с нуля: сам заказывал локомобиль и кирпичеделательную машину, сам вводил их в действие. Одновременно он заказал стройматериалы, принял библиотеку, сам составил книжный каталог. С благословения Преосвященного Иннокентия поехал в 1903 г. на Валаам и привез оттуда в помощь себе двух монахов: Гермогена и Елеазара, и ещё трёх послушников. Предполагалось построить собор с отдельной колокольней, монастырский корпус и ограду. Троих валаамских священноиноков ввели в Строительный комитет по Носовскому монастырю. Таким образом, из валаамского братства строить Носовский монастырь стали шестеро валаамских иноков, ставших его первыми насельниками.
Первой монастырской постройкой был двухэтажный на цокольном основании братский корпус, начатый строительством 8 апреля 1904 и законченный к августу 1908. Братский корпус, помимо келий второго и первого этажей, имел «подвальный этаж, приспособленный для хозяйственных служб (амбар, кладовая, погреб и др.)».
На втором этаже была церковь. Чину освящения места закладки храма предшествовал многолюдный крестный ход, попавший под сильный проливной ливень, на который народ совсем не обращал внимания. Строитель иеромонах Константин тоже участвовал в закладке и положил третий камень после Владыки и главы строительной комиссии о. Светозарова.
Корпус и домовая однопрестольная братская церковь во имя преподобных Серафима Саровского, Сергия и Германа Валаамских была освящена Преосвященным епископом Иннокентием 26 октября 1907 года.
Указ Святейшего Синода об учреждении Носовского монастыря и назначении первого его настоятеля — иеромонаха Константина последовал 23 сентября 1908 года. В монастыре числилось 15 человек братии. Единственным иеромонахом был о. Константин. Предполагалось, что вскоре будет построен собор в честь Преображения Господня, но, к сожалению, собор так и не был построен, в следствие событий, последовавших за 1917 годом.
К 1911 году на монастырской территории имелись и другие постройки: каменный амбар и ледник, деревянная баня, три кирпиче-обжигательных горна, кирпичные сараи, помещения для кирпичеделательной машины и её локомобиля. Была начата постройка одноэтажного каменного, с подвалом, помещения монастырской гостиницы. Число братии монастыря не велико: 11 человек. Из них: 3 иеромонаха, в том числе настоятель, иеродиакон и 7 послушников, находящихся в монастыре на испытании».
Известно, что в монастыре не было нанятой прислуги, тем более женщин. Братия в годы неурожаев, падения цен на аренду земли обрабатывала земельные наделы преимущественно самостоятельно, без привлечения арендаторов, которые часто вели себя недобросовестно.
Нет сведений об участии монастыря в организации церковных школ. При этом среди братии имелись люди грамотные. Наличие просторного гостиничного здания не оставляет сомнений в том, что обитель посещало много людей, утоляя здесь духовную жажду и получая молитвенную поддержку братии.
Паломнической активности способствовали образцовое материальное обеспечение и, конечно, святыни монастыря: иконы, часть Креста Господня, частицы мощей угодников Божиих, завещанные монастырю Андреем Михайловичем Носовым, а также добротно обустроенный храм. Не забывала братия и урока благотворительности, завещанного основателем монастыря. Во время неурожаев и погромов 1912–1914 годов монастырь раздавал хлеб беднейшим и устраивал бесплатные столы. Во время Первой мировой войны монастырь на окраине губернии не располагал возможностью устроить лазарет для раненых. Тем не менее, братия давала высокий пример патриотизма, жертвуя на военные нужды, являя милосердие к беженцам и военнопленным. В этом отношении он опережал другие тамбовские монастыри, более населенные и богатые.
Единство и благополучие этого мира были беззаконно нарушены событиями революции. В 1917 году монастырь был закрыт, а двое его насельников: иеромонах Сергий, до пострига — Иван Гальковский, и иеродиакон Андроник, до пострига — Александр Барсуков были злодейски убиты. В 2000 году они были канонизированы Русской Православной Церковью. Оба новомученика были валаамцами.
После закрытия монастыря, с 1917 года на территории обители располагалась тюрьма, а в 1920 году по решению президиума Борисоглебского уездного исполнительного комитета монастырь был передан под концентрационный лагерь на 500 человек, и в этом качестве просуществовал до 1950 года. В 1953 году, после того, как в посёлке был организован совхоз № 3, в здании монастыря на втором этаже, на месте храма, был организован клуб, а в бывшей трапезной монастыря — спортзал; на первом этаже в кельях монахов жили переселенцы.
В 1991 году группа верующих посёлка Демьян Бедный обратилась в Тамбовское епархиальное управление с просьбой о возвращении верующим Спасо-Преображенского храма и территории монастыря и открытии в здании монастыря церкви. 13 марта 1991 года директор совхоза А. П. Петров подписал акт «О безвозмездной передаче здания монастыря под реставрацию и открытие».
В возобновлённом храме братского корпуса Носовского Спасо-Преображенского монастыря, в день памяти преподобномучеников Сергия и Андроника, совершается торжественное богослужение. По благословению епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия (Румянцева) 22 января 2017 года, с целью возрождения монашеской жизни в одном из святых мест Уваровской епархии, каким является монастырь, в обитель был назначен настоятель-иеромонах.
В настоящее время в братском корпусе проживают два иеромонаха, два монаха, один трудник. Службы здесь проводятся по воскресеньям и большим православным праздникам. Несмотря на многочисленные трудности, добрая воля православного купца-благотворителя А. М. Носова исполнена, и новое поколение монахов возносит молитвы о спасении душ.