В Тамбове на базе Центра развития творчества детей и юношества состоялся финальный (очный) этап XVII областного конкурса исследовательских работ обучающихся «Первые шаги в науку».
Жердевский Дом детского творчества представлял обучающийся объединения «Экологическая лаборатория» Матвей Серов (руководитель — Ирина Милосердова), который представил исследовательскую работу на тему «Проблема развития памяти в младшем школьном возрасте» в номинации «Психология и педагогика».
— Эта тема была выбрана нами не случайно. Ведь в условиях постоянного роста потока информации увеличивается нагрузка на интеллектуальные функции учащихся, и в первую очередь, на память. Роль памяти в младшем школьном возрасте особенно велика, — рассказала руководитель Ирина Милосердова.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить преобладающие типы памяти у младших школьников — зрительная, слуховая, моторная и смешанная память. Эти типы памяти, которые чаще всего включены в работу.
Исследование проводилось с учащимися четвёртого класса Жердевской школы. Испытуемые с большим интересом участвовали в эксперименте.
Эксперимент показал, что у учащихся младшего школьного возраста преобладающим является зрительный тип памяти. Чуть ниже стоит смешанный тип, среднюю позицию занимает моторный тип, а слуховой тип памяти находится на самой нижней позиции.
По результатам эксперимента учащимся было рекомендовано тренировать слуховую память с помощью специальных упражнений и поддерживать уровень зрительной памяти.
Вот как комментирует Матвей Серов свою исследовательскую деятельность:
— Работать в данном направлении было очень интересно. Ведь память жизненно необходима каждому человеку для учебной, трудовой деятельности. Она помогает нам ориентироваться в пространстве, усваивать новый материал. Каждый человек, начиная с детского возраста, должен уметь грамотно пользоваться всеми видами своей памяти для наиболее эффективного запоминания новой информации. И, конечно же, необходимо тренировать и развивать все виды памяти, ведь каждый из них играет определённую роль в нашем умственном и интеллектуальном развитии.
В номинации «Психология и педагогика» в результате отборочных испытаний к финалу были допущены десять участников. И самый юный из них Максим Серов. Блестяще защитив свою исследовательскую работу, и грамотно и убедительно ответив на вопросы жюри, которое состояло из преподавательского состава института «Психология и педагогика» ТГУ имени Г. Р. Державина, Матвей стал третьим в своей номинации.
Выступление в финале конкурса «Первые шаги в науку» было для Матвея дебютным, однако, сразу же принесло ему «бронзовый» результат.
Конкурс проводился с целью активизации творческой, познавательной, исследовательской, изобретательской деятельности обучающихся в различных областях науки, выявления талантливых и одарённых детей в сфере научного творчества, учебно-исследовательской деятельности.